Photoshop 4-5 - учебный курс

       

Отражения


Если вам часто приходится с помощью программы Photoshop составлять композиции методом объединения различных изображений (а я предполагаю, что это так и есть), то вы знаете, что нельзя получить реалистичную композицию, на скорую руку сложив несколько картинок. Как мы уже убедились, эффекты наподобие теней помогают придать изображению реалистичность. Имитация отражений является еще одним приемом, играющим ту же роль.

Давайте рассмотрим пример, показывающий, как можно добавить отражения в вашу копилку специальных графических эффектов.

  • Предположим, что у меня есть кошка (а она у меня есть) и я хочу вставить ее портрет в подготовленное изображение. Сначала я использую различные инструменты выделения областей, чтобы отделить кошку от фона исходной фотографии. Затем я размещаю изображение кошки (разумеется, на отдельном слое) в составе нового изображения, как показано на рис. 11.29.

  • Рис. 11.29. Кошка в новой обстановке

  • Думаю, вы согласитесь, что результат не выглядит достаточно правдоподобно. Композиция пока выглядит так, будто изображения кошки и окружающей ее обстановки сформированы порознь, как это и было на самом деле. Наша цель, однако, состоит в том, чтобы это не было столь очевидным!
  • Чтобы приступить к работе над отражением кошки в плитках пола, скопируйте слой с изображением этого зверька (вернитесь за подробностями к разделу "Тени, отбрасываемые объектами"). В палитре Слои (Layers) переместите строку нового слоя (я назвал его Cat Reflection) ниже слоя-оригинала с изображением кошки, поскольку мы хотим, чтобы отражение казалось расположенным "под" объектом.
  • При активном слое Cat Reflection выберите команду меню Слой - Трансформирование - Зеркальное отражение по вертикали (Layer - Transform - Flip Vertical). В результате копия изображения кошки будет зеркально отражена относительно горизонтальной оси. Если в этот момент вы услышите жалобное "мяу!", не обращайте внимания.
  • Выделите отражение кошки, выберите инструмент Перемещение (Move) и переместите отражение вниз. Удерживайте клавишу Shift в момент перемещения, чтобы изображение сдвигалось строго по вертикали и не отклонялось в стороны. Опустите перевернутую копию кошки вниз таким образом, чтобы "две кошки" уперлись друг в друга лапками, не оставив просвета, в который были бы видны плитки пола, как показано на рис. 11.30.



  • Рис. 11.30. Изображение кошки зеркально отражено и сдвинуто вниз на нужное расстояние

  • Как на ваш взгляд, похоже это на отражение? Ну, отчасти. Все так и выглядело бы, обладай плитки пола идеальными отражающими свойствами, подобно зеркалу, но на деле это, очевидно, далеко не так.




  • Чтобы картина отражения выглядела более реалистично, нужно сделать так, чтобы плитки пола просвечивали сквозь отражение объекта, подобно тому как мы делали это при имитации теней. Отмените выделение отражения кошки, чтобы видеть картину в целом. Затем перемещайте ползунок Непрозрачность (Opacity) в палитре Слои (Layers), пока отражение не приобретет более правдоподобный вид и почти что не сольется с плитками пола, как показано на рис. 11.31. Полы в моей квартире не слишком блестят, так что я сдвинул ползунок Непрозрачность (Opacity) на отметку 30%.




  • Рис. 11.31. При уменьшении степени непрозрачности отражение приобретает гораздо более реалистичный вид

  • Если вы удовлетворены, то остановитесь на этом. К сожалению, я слишком придирчив и редко бываю удовлетворен результатом. На мой взгляд, отражение все еще выглядит не слишком хорошо. Не бывает таких гладких полов.


  • Чтобы заставить пол, на котором лежит кошка, выглядеть немного более неровным, требуется размыть отражение. Обратимся вновь к способностям фильтра Размытие по Гауссу (Gaussian Blur). Чтобы добиться нужного результата, показанного на рис. 11.32, я использовал радиус размытия около 1 пикселя.




  • Рис. 11.32. Теперь отражение немного размыто, как это бывает на самом деле при отражении в плитках пола

  • Ну вот, теперь все хорошо. Изображение кошки перекликается с ее отражением в плитках пола, создавая правдоподобное впечатление. Осталась всего одна вещь, доставляющая мне беспокойство: это стена за кошачьей фигуркой. Должны ли кошка и стена как-то визуально взаимодействовать? Должна ли кошка отбрасывать хотя бы маленькую тень? Я считаю, что да.


  • Я создаю тень, как делаю это всегда. Копирую слой изображения-оригинала, выделяю копию изображения кошки и заливаю его черным цветом.




  • Однако вместо смещения тени на этот раз требуется создать некую разновидность тени с эффектом перспективы. При этом ее нижняя часть должна совпадать с нижней частью оригинала, а верхняя часть тени должна немного выступать за пределы фигуры кошки.


  • Чтобы растянуть тень, выберите команду меню Слой - Трансформирование - Искажение (Layer - Transform - Distort). Щелкните на верхнем среднем маркере габаритной рамки преобразования и перетащите его вверх примерно так, как показано на рис. 11.33. Дважды щелкните в пределах рамки, чтобы применить преобразование.




  • Рис. 11.33. Растяжение тени от фигуры кошки на стене

  • Отмените выделение тени. Очевидно, что она выглядит слишком темной и имеет чересчур резкие края.


  • Пора еще раз применить фильтр Размытие по Гауссу (Gaussian Blur). Я хочу получить по-настоящему размытую тень, чтобы создалось впечатление, будто кошка освещается рассеянным светом, а не явным источником вроде лампы. Величина радиуса размытия в 12 пикселей дает хорошие результаты.


  • В заключение я щелкаю на ползунке Непрозрачность (Opacity) и перетаскиваю его на отметку в 60%, чтобы тень казалась более светлой и сквозь нее просматривалась текстура стены, как показано на рис. 11.34.




  • Рис. 11.34. Итоговое изображение с отражением и тенью

    Наконец-то я доволен. Теперь изображение выглядит как единое целое, а не как три отдельных куска, сложенных вместе. Вот на что способны специальные эффекты типа отражений. (Не забудьте взглянуть на это изображение, записанное в формате документа Photoshop в файле под названием Reflect.psd и хранящееся на сопроводительном компакт-диске.)


    Содержание раздела